Функция сказок в формировании психоэмоционального портрета ребенка

Роль сказок в формировании психоэмоционального портрета ребенка Всевозможные удивительные истории и сказки, которые так захватывают детей, представляя их воображению новый нереальный волшебный мир, выполняют очень важную функцию, а именно расширяют детский кругозор и формируют собственное мировоззрение. Благодаря сказкам, действия в которых разворачиваются не в современном мире, где порой истинные человеческие ценности утрачивают свое значение, ребенок усваивает определенные знания о самом человеке, а также его жизненных трудностях и путях их решения.

Пусть на первый взгляд сказка не имеет никаких общих черт с реальной жизнью (где вы встретите Колобка в настоящем мире?), но тем не менее она несет глубокий подсмысл, с помощью образов донося до ребенка представления о добре и зле. И если для взрослого критерии последних понятны в явной форме, то для детей необходимы помощь воображения и метафоричность.

Возникает вопрос: «Как тогда сказка доносит до ребенка что-то полезное, если соответствия с реальным миром нет?» Дело все в том, что в вымышленных историях акцент делается на переживаниях героев, их характере («добрый молодец», «могучий богатырь» и т. п.), а не на четком описании действ.

Тем не менее, казалось бы, нереалистичные сюжеты напрямую соотносятся с нашими повседневными трудностями. Примером может служить тот момент в сказке, где царевна, убегая от коварного колдуна, взмахнула своим рукавом и перед ней сразу же возник волшебный мост через реку. Чудеса! А теперь вспомните знакомую каждому взрослому человеку ситуацию, когда ум ужасно перенапряжен в условиях ежедневного стресса, когда каждый день приходится принимать важные решения и при этом возникает необходимость решить очередную проблему. И вот человек думает, думает, а «река» проблем меньше не становится, и обычные «советы» коллег или друзей только эту реку расширяют. Очевидно, что только нестандартная мысль станет решением возникшей сложной ситуации, «волшебным мостом» через «реку» проблем.

Для ребенка же подобный сюжет будет нести в себе чувства и эмоции героя, научит сопереживать ему, понимать разницу между «хорошо» и «плохо», закладывая фундамент личности. Именно поэтому сказки нельзя воспринимать просто как неплохой досуг для ребенка и очередное приятное времяпрепровождение. Хоть чтение таковым и является, но следует отнестись к нему, как к своего рода помощнику в построении мировосприятия маленького человека.

Сказки помогут справиться с его отрицательными качествами или же указать на таковые, а также на возможные неприятные последствия. К примеру, если ребенок гиперактивный непоседа, то ему можно прочитать «Кота в сапогах» или «Незнайку». Для жадного ребенка поучительными будут сказки «Двенадцать месяцев» и «О рыбаке и рыбке», а для обманщика – «Лисичка-сестричка и волк» и т. д.

Возможно, более продуктивным будет придумать удивительную историю самому, ведь именно родитель сможет наиболее точно определить причину того или иного поведения, ход мыслей и чувства своего малыша. Придумайте персонажа, качества которого будут совпадать с качествами ребенка (доброта, активность, эгоизм и т. д.), а также с приближенными внешними данными, например, такими же цветом волос, прической, глазами. Сочините сюжет, где проблемой героя является насущная проблема ребенка и представьте несколько способов выхода из нее. Так, с помощью образов малыш сможет сам найти решение и понять, почему-то или иное его поведение или действие приводит к определенным результатам. При повествовании используйте привычный для ребенка язык, темп, который будет понятен и привычен для него.

При выборе сказки для ребенка очень важно учитывать психоэмоциональное развитие маленького человечка, так как именно от этого зависит, будет ли она воспринята, каким образом и в какой степени. Следует знать, что для разного возраста одна и та же сказка может быть полезной, не информативной или даже нежелательной. В качестве примера возьмем всем известную сказку «Курочка Ряба»: «…Снесла курочка яичко. Да не простое, а золотое. Дед бил – не разбил. Баба била — не разбила. А Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Плачет Дед, Баба плачет, а курочка Ряба кудахчет: «Не плачь, Дед, не плачь, Баба, я снесу вам яичко не золотое, а простое…»». Как же она будет воспринята детьми разных возрастов?

Полуторагодовалый малыш в силу своего пока скудного словарного запаса, скорее всего, различит лишь некоторые знакомые слова («дед», «курочка»), а сама сказка завлечет его лишь тембром голоса и размеренным повествованием, то есть попросту успокоит. По-другому дела обстоят с ребенком 2 лет, словарный запас которого дошел до восприятия слов «разбила», «упало», «плачет» и т. д. и осознания их значения на собственном опыте. Соответственно, сказка будет воспринята им тревожно, да и, казалось бы, радостное для всех обещание Курочки снести Деду и Бабе обычное яичко, не встретит восторга у маленького слушателя. Стоит отметить, что ребенок от 3 лет и старше воспримет историю менее эмоционально, если не совсем безразлично. А теперь выясним истинное толкование событий этой старинной сказки и выявим еще одну причину столь явно выраженной дифференциации восприятия в зависимости от возраста.

Как бы это странно ни звучало, но «Курочка Ряба» предназначалась для взрослых и в оригинале, конечно, расшифровывается не так, как мы привыкли. В сказке фигурируют два важных элемента для Древней Руси: золотое яйцо и курица. Первое было символом смерти, который получали люди перед тем, как для них наступало время отойти в мир иной. Те, кто мог разбить это золотое яйцо, могли избежать смерти и остаться жить на земле. Простое яйцо же обозначает новую жизнь. Курица (в Древней Руси пёстрая курица) – это символ, который соединяет небо и землю и обозначает осуществимость выбора. В прежние времена эта сказка давала успокоение взрослым в том, что не стоит бояться смерти, а продолжение их существования на земле выразится в их детях. Это объясняет восприятие сказки двухгодовалым ребенком в наши дни. Трехлетний ребенок же в силу более высокой степени развитости не может распознать этот скрытый смысл и логику происходящего. Например, ему неизвестно, зачем же Баба и Дед стали бить золотое яйцо. Или почему им это не удалось, а Мышке это было сделать раз плюнуть. И почему их должно обрадовать яйцо простое. Из-за этих логических не состыковок ребенок не понимает, как ему реагировать на данный сюжет: радоваться или, наоборот, печалиться и сочувствовать героям. Как следствие, история не найдет отклика в его душе и останется проигнорированной на подсознательном уровне.

Примерно так же обстоят дела со всем известной сказкой «Колобок». Разберемся, в чем же тут дело.

Как и было сказано ранее, годовалый ребенок найдет в ней утешение в силу плавности и мелодичности сказки и, скорее всего, заснет. А вот начиная с двухлетнего возраста сказка начинает восприниматься в различных проявлениях: настороженность, плач из-за того, что Колобок все же был съеден в конце хитрой и коварной Лисой.

Сюжет является довольно негативным, и некоторые психоаналитики интерпретируют её весьма угнетающе. Ситуация состоит в следующем: был Дед, была Баба, детей у них не было. Вдруг возникло желание заиметь такого. По сусекам поскребли, по амбарам помели, муки набрали, вот и вышел сын Колобок. Казалось бы, вот оно счастье, желаемое осуществилось. Но не тут-то было. Дед и Баба оставили Колобка одного на окне и, откровенно говоря, забыли про него. Тут уже что-то настораживает. Оставленный ребенок ни у кого радости не вызовет, и это факт. Сам Колобок же, недолго думая, решил себя развлечь, прогулявшись по лесу. Как мы понимаем, развлечение вышло так себе: кругом угрозы, страх смерти и дальнейшая гибель от зубов Лисы. Мало позитивного в таком сюжете, вот и ребенок не в восторге.

Следующий пример, который может подсознательно повлиять на ход мыслей ребенка, — это «Красная Шапочка» Шарля Перро. Скорее всего, она подойдет девочкам 3–4 лет. У мальчиков же она положительных откликов в основном не вызывает. Какие качества девушки, согласно сказке, являются необходимыми? Послушание, кротость, красота. Чему учит эта сказка? Тому, что непослушание влечет за собой ужасные последствия, в данном случае это роковая встреча с Волком. Лишь случайные люди, которые непреднамеренно оказались рядом, помогли избавиться от опасности. Таким образом, девочке следует слушаться маму во избежание возникновения неприятных ситуаций, когда матери рядом не окажется и помочь никто не сможет. Кроме того, данная сказка формирует отношение девочек к противоположному полу. Это значит, что, рассказывая данную историю ребенку в 3–4 года, когда как раз-таки формируется психосексуальное развитие человека, в будущем можно будет ожидать психологических проблем в отношениях с мужчинами: сформируется негативное восприятие, страх перед ними и т.д.

Поэтому в первую очередь следует разобраться в том, что хочет донести до нас та или иная сказка. Отталкиваясь от этого, нужно подбирать волшебную историю в соответствии с уровнем психоэмоционального развития ребенка.

Сформировать положительное мышление помогут те сказки, где главной идеей является победа добра над злом. Они несут особую энергетику, воспринимаемую ребенком на подсознательном уровне, и помогают построить модель поведения, основанную на полученных знаниях.

Соответственно, рассказываемые сказки должны бережно относиться к хрупкому душевному миру ребенка. Примером таких сказок являются те, в которых негативные элементы «смягчаются» светлыми элементами, например, звезды, заря и тому подобное.

Из множества волшебных и невероятных историй выбирайте только те сказки, которые подходят вашему чаду по возрасту и будут являться полезными для него!

В наше время наряду с проверенными не на одном поколении сказками такими, как «Гуси-лебеди», «Сказка о царе Салтане», «Аленький цветочек» и т. д., появляются новые сказки, написанные современными психологами. Они ориентированы именно на тонкое детское восприятие и помогают ребенку лучше разобраться в происходящем. Кроме того, такие сказки поднимают проблему нехватки таких ценностей, которые порой подавляются другими людьми при взрослении человека в современном мире. Это, например, непохожесть на остальных или влияние одних людей на самооценку других.

Примером замечательных сказок, несущих положительную энергию и позволяющих развить воображение, чувственное восприятие и творческое мышление, служат произведения педагога-практика Светланы Павловны Кремневой, чей род деятельности связан с дошкольным образованием, творчеством и народной культурой.

Рекомендуемый возраст ребенка, позволяющий понять все аспекты сказок, составляет 2 года и старше.

«Сказка о дочери Грома и Тучи»

Начинается она с того, что в некотором царстве-государстве жил — был дядюшка Гром. Местом его постоянного пребывания была большая и весьма неуютная пещера. Самым любимым занятием данного персонажа было ворчание, которое он оставлял только зимой по причине слишком глубокого сна.

С наступлением весны Гром просыпается и начинает очень-очень скучать. Веселое Солнышко, которое все видит с высоты, замечает это и говорит главному герою о том, что, скорее всего, он грустит, потому что вечно одинок, и в связи с этим ему следует подыскать себе невесту.

Дядюшка Гром нашел слова Солнца разумными и очень обрадовался этому. И, так как Солнце бывает везде и видит всё-всё, соответственно, может найти ему невесту, то наш персонаж просит его о помощи. Солнце, конечно же, соглашается и отправляется на поиски избранницы. Искало оно везде: в озерах, реках… От таких тщательных поисков вода в водоемах начала нагреваться, появился пар, который поднялся вверх и превратился в густой туман. Туман, в свою очередь, поднялся высоко — высоко в Небо и превратился в облака различных цветов: розовые, голубые, белые. Большой неожиданностью стало появление забияки Ветра, который согнал эти красивые облака в одну большую Тучу, по красоте им не уступавшую. Тогда-то Солнце и призадумалось: «Чем не невеста для дядюшки Грома?». Далее, Ветер по просьбе Солнца пригнал тучу к пещере главного героя. Тот увидел красивую, величавую Тучу и даже не смог поворчать, а это весьма важный знак! «Ра-тара-та!», — проворковал пораженный Гром. Он был пленен серьезным характером и неотразимостью Тучи и тут же сделал ей предложение. Туча же была польщена оказанным эффектом и согласилась принять предложение при условии, что ее избранник всегда будет таким внимательным и влюбленным.

После определенного количества времени супружеской жизни Туча сказала Грому, что ей надоело постоянно жить в пещере. Ах, как бы было прекрасно прогуляться по Небу! На что дядюшка Гром ответил ей положительным воркованием, как и в день их первой встречи. Как же они были прекрасны! Все восхищались ими! И тут внезапно появился коварный Ветер и изо всех сил дунул на Тучу. Та размахнулась крыльями и пролилась на Землю дождем. Гром, испугавшись за свою возлюбленную, зарокотал на виновника и пригрозил, чтобы тот не приставал к Туче. Туча же успокоила дядюшку Грома, сказав, что это ее работа – поливать Землю.

Тут их встретило Солнце и спросило, почему они до сих пор не завели ребенка, ведь они такая прекрасная супружеская пара. Молодая чета тут же согласилась, но возник спор: Туча хотела зелено-сине-фиолетовую дочку, а Гром – красно-оранжево-желтую. Тогда на выручку пришло Солнце и сказало, что оно сможет подарить им такую дочь, какую хотят оба.

Солнце дотронулось сияющим лучом до Тучи и Грома, и, о чудо! на свет появилась Радуга, сочетавшая семь цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый.

Как же она была прекрасна! Все любовались ей!

С тех самых пор люди называют семь цветов Радуги спектром.

Далее ребенку предлагается нарисовать дочь Тучи и дядюшки Грома.

«Сказка о птицах»

Действие проходит в Вековечном лесу, где обитало очень много птиц. Они сидели на каждой ветке дерева, в каждом дупле и пели. Чудесное пение раздавалось в том лесу: свист, трели, звон сливались воедино. Казалось бы, всё было хорошо, но как бы не так! Абсолютно все птицы имели черное оперение: и зяблики, и снегири, и сороки. Странники, дети, — кто бы ни проходил по дороге через лес, все наслаждались чудесным звоном, но никто не мог отличить одну птицу от другой. Из-за этого и печалились птицы, мечтая быть непохожими друг на друга, ведь это так здорово! Обратились тогда птицы к великому и могучему Солнцу, чтобы оно помогло им и сделало их отличными друг от друга. Выслушало их Солнце и послало в Вековечный Лес свою помощницу Радугу, чтобы та разрешила проблему лесных обитателей.

Как только прекрасная Радуга в своем великолепном семицветном плаще появилась в Лесу, птицы замерли от восхищения, а потом слетелись к ней. Тогда волшебница сняла плащ, дотронулась до него своей волшебной палочкой и произнесла заветные слова. Моментально плащ рассыпался на великое множество разноцветных капель и пролился дождем на бедных птиц.

С этих самых пор птицы получили свой индивидуальный неповторимый окрас и стали жить во много раз лучше, потому что в их Лесу поселилась Радость.

Последним примером будет «Сказка про Кляксу». В тёмном дупле жила — была Клякса. Она очень не любила показываться кому-либо. А всё потому, что каждый, кто бы ее ни встретил, говорил о том, какая она противная, некрасивая, жирная Клякса. Само собой, что никому не понравится такое отношение к себе. Вот и поэтому Клякса почти всё время проводила в своём домике-дупле. Но как-то раз ей стало скучно и захотелось сходить куда-нибудь. Несомненно, она решила принарядиться, чтобы лучше выглядеть. Взяла Клякса краску и покрасила себя в яркий желтый цвет. Как же она нравилась себе в тот момент! Но, выйдя на улицу, она слышала лишь то, какая она убогая желтая Клякса.

Неунывающая Клякса не растерялась и отправилась в магазин за новой краской. Она выбрала подходящий цвет и покрасила в него свою шляпку. Тем не менее одобрения от других людей она не получила, и все так же твердили, как она некрасива в этой ужасной оранжевой шляпе.

Тогда Клякса выбрала синюю краску и с помощью нее преобразила свою юбку. Опять же никому не понравилось. Все только и кричали, какая ужасная у нее зеленая юбка (как мы помним, если смешать синий и желтый цвета, то получится зеленый).

Как же расстроилась и обиделась тогда наша героиня! Собрала она остатки синей краски, вернулась в своё дупло и выкрасила его в этот цвет. Неожиданно оно стало очень красивым и уютным, а все из-за синей краски.

Пролетала как-то над дуплом Сова — мудрая голова. Она была близорука и не узнала Кляксу в её новом одеянии и новом жилище. Сова вежливо обратилась к Кляксе и спросила, не родственница ли Луны она случайно. В первый раз за всю жизнь услышала наша героиня теплые и добрые слова в свой адрес. Ей стало очень приятно!



Публикации на сайте vospitauka.ru не следует рассматривать как врачебные рекомендации.
Полезная ссылка:
Подпишись на обновления! Следи за новыми статьями о воспитании и развитии детей при помощи: E-mail, Twitter или RSS