Развитие ребенка 2 лет

Ваш малыш постепенно становится самостоятельным, но продолжает нуждаться в вашей любви и понимании. И так будет всегда! Удовлетворять его эмоциональные потребности — значит, следить за перепадами настроений и адаптироваться к ним.

Физическое развитие

Вспоминая, каким беспомощным ваш ребенок был год назад, и наблюдая, как ловко он ходит, бегает и двигает ногами, мы понимаем, как много новых физических навыков он приобрел на втором году жизни.

Вероятно, ваш ребенок уже давно научился забираться на невысокие предметы мебели и самостоятельно слезать с них. Понаблюдав за ним, вы убедитесь, что обычно он довольно осторожен: сначала он мысленно оценивает расстояние до пола, затем спускает вниз сначала одну ногу, потом другую. Если у вас в доме есть лестницы, научите ребенка спускаться по ним спиной вперед, на четвереньках — это гораздо безопаснее, чем спускаться на ногах. Если вы спускаетесь с лестницы вдвоем, ребенок должен идти медленно и обязательно держаться за вашу руку.
Двухлетние малыши пытаются прыгать, но еще не могут отрывать ноги от земли. Их мышцы постоянно укрепляются, координация развивается, играя в мяч, они все точнее попадают по нему ножкой. Ребенок без труда приседает на корточки, берет с пола предметы, а потом легко выпрямляется. Это легко ему удается, поскольку его тазобедренные и коленные суставы стали подвижными и крепкими. Но бегать ему еще трудновато: не хватает силы и координации, чтобы вовремя тормозить и заворачивать за углы.
Действия руками. Одновременно ходить и держать что-нибудь в руках ребенок научился давным-давно, он уже умеет нести по предмету в каждой руке. Мелкая моторика развивается, ребенок все увереннее управляет руками и пользуется орудиями и инструментами: например, роет в песке яму совочком, рисует, бьет в барабан.

Познание

Постоянно пополняя запасы знаний, ваш ребенок продолжает исследовать мир. Физический опыт помогает малышу развивать навыки познания. Например:
• Ребенок уже знает, с каким звуком заводятся игрушечные машинки и как мычит игрушечная корова.
• Ему известно, что игрушечным молотком надо стучать. Ребенок умеет им пользоваться.
• Он знает, как связаны между собой игрушечная и настоящая машины, пластмассовая, нарисованная и настоящая корова. Ему известно, что все машины объединяет нечто общее, но вместе с тем они разные: одни настоящие, другие нет.
Ребенок постоянно говорит о том, что он видит и чему учится, и это значит, что пора закреплять усвоенные знания. Больше общайтесь и говорите с вашим ребенком, задавайте вопросы и комментируйте ответы. Такие диалоги способствуют развитию речи и памяти.
Речь и память. Память и речь тесно взаимосвязаны. Гораздо легче запомнить то, что имеет название, а осознать абстрактное понятие гораздо сложнее. Больше разговаривайте с ребенком: это очень помогает ему познавать мир.
Поощряйте любые попытки общения. Полезно, беседуя с ребенком, повторять сказанное им и пояснять его слова. Например, он произносит слово «машина», а вы отвечаете: «Да, это твоя машина. Твоя голубая машина. Хочешь посадить в голубую машину мишку?» Вы не только подтверждаете правильность наблюдения и выбора слова, но и снабжаете ребенка дополнительной информацией.
Кроме того, вы помогаете малышу решить, как вести себя дальше, способствуете развитию его воображения. В следующий раз, играя с машиной и мишкой, ребенок посадит мишку в машину и скажет, к примеру, «мишка там», потом — «мишка в машине» или «мишка в голубой машине».

Эмоциональное развитие

Чтобы научиться думать об окружающих, понадобится немало времени, но чем лучше ребенок осознает себя физически и эмоционально, тем чаще он будет задумываться о чувствах других людей.
Эмпатия, или способность ребенка понимать, что чувствуют другие люди, начинает развиваться постепенно и в первое время относится только к самым близким людям, от которых он зависит. Естественно, это сказывается на отношениях с ними, но на посторонних эта способность может пока никак не распространяться.
Любящие члены семьи создают ощущение эмоциональной уверенности, позволяющей малышу думать о чувствах других людей. Например, когда вы говорите, что старший ребенок расстроен, малыш может проявить симпатию к нему — обнять и поцеловать.
Осваиваясь в мире, ребенок учится говорить о своих переживаниях, больше думать о том, какие чувства испытывают он и окружающие. Сначала малыш начнет более явно выражать свои чувства: радость, гнев, грусть, при этом иногда он может переусердствовать и закатить истерику.
Управление чувствами. Чувства можно выражать множеством разных способов, важно научиться управлять ими, особенно в присутствии посторонних: так начинается процесс социального развития ребенка. Его неумение справиться с сильными эмоциями может привести к тому, что ребенку сложно будет адаптироваться к общению со сверстниками. Помогите ребенку справиться с этой проблемой, научите его вести себя сдержанно в социальной группе. Помните, что неадекватное поведение малыши демонстрируют чаще всего, когда они голодны, устали или соскучились.

Учимся играя

Такие игрушки, как машинки, поезда, мягкие игрушечные зверюшки, куклы и различные фигурки, помогут вам развить воображение ребенка любого пола. Кроме того, с помощью этих игрушек малыш может самостоятельно сочинять разные истории и разыгрывать их в лицах — это так называемые ролевые игры.
Игры с куклами и фигурками. Вы заметите, как сосредотачивается ребенок, играя с фигурками или куклами При этом он проговаривает вслух сюжет игры.
• Мальчики реже разговаривают, играя с куклами или фигурками, поскольку их игры обычно более активны.
• И мальчики и девочки повторяют в играх то, что наблюдали в реальной жизни, а в таком возрасте они чаще всего видят, как родители заботятся о них.
• Малыш может делать вид, будто кормит куклу, укладывает ее в постель, купает.
• Замечательная игра — уход за заболевшей куклой: ребенок дает ей лекарство, делает перевязки.
• Игрушкам незачем быть особенно достоверными: из старой коробки из-под обуви и бумажного полотенца получится отличная постель для плюшевого мишки.
• Иногда в играх с куклами дети повторяют эпизоды собственной жизни, придавая им новый смысл.
• И мальчикам и девочкам нравится играть с машинками и поездами.
• В таком возрасте малыши еще редко играют друг с другом, хотя элементы общей игры уже начинают появляться. Поделить одну машинку дети не в состоянии, но если у каждого есть своя машинка, может завязаться общая игра.
• Не забывайте поощрять групповые игры и устранять потенциальные конфликты в зародыше. И помните, детям нужны не судьи, а наставники.
Чтение уже стало для ребенка частью привычного распорядка. Не только читайте малышу книжки сами, но и листайте книги вместе с ним, предлагайте ему посмотреть картинки самостоятельно — например, когда он лежит в постели и ждет, что вы придете пожелать ему спокойной ночи, или же когда днем он отдыхает от подвижных игр.

Вехи развития

• ребенок приседает на корточки, бегает, пинает ножками мяч, пытается подпрыгивать;
• малыш делает вид, что играет, отличает настоящую игру от мнимой;
• ребенок начинает выражать свои эмоции и чувства, иногда с помощью истерик.



Публикации на сайте vospitauka.ru не следует рассматривать как врачебные рекомендации.
Полезная ссылка:
Подпишись на обновления! Следи за новыми статьями о воспитании и развитии детей при помощи: E-mail, Twitter или RSS