Приемы организации дидактической игры

Организация дидактической игрыСамые существенные и оптимальные приемы организации дидактической игры. Кратко охарактеризуем их:

Бесспорно, одним из важнейших моментов в проведении дидактической игры является вступление в игровую ситуацию. Если воспитатель учитывает естественные механизмы игровой деятельности детей, где максимально проявляется их самостоятельность, добровольность, свобода выбора, инициатива, создаются надлежащие условия для специфического игрового состояния дошкольников, то дети включаются не только в игру, а в игровое творчество.

Здесь мы имеем в виду не такие игровые приемы, которые традиционно направляют (сопровождают) ребенка к «правильному ответу», а такие игры, которые создают условия для творчества, поиска, эвристических находок. Лучшие образцы использования дидактических игр на занятиях в детском саду показывают для того, чтобы заинтересовать детей игрой, начало должно быть эмоциональным, стимулирующим желание школьников играть, но наряду с тем — лаконичным, четким, понятным. Важное значение предоставляется внешнему оформлению игры, игровому материалу. Место для игры должно быть художественно оформленное в соответствии с эстетическими требованиями, но вместе с тем наглядный материал не должен быть слишком ярким, чтобы не отвлекать и до того неустойчивое внимание дошкольников. Поскольку воспитателю часто не хватает времени, средств, художественных умений для изготовления необходимого оборудования для дидактической игры, в таких случаях используют магнитную доску с набором приложений, букв, цифр, фланелеграф («Чудо-дерево», «Волшебный домик») Такие статические и мобильные средства наглядности могут использоваться неоднократно. К тому же, учитывая то, что ребенок в игре действует в воображаемой ситуации, внешняя атрибутика особенно важна преимущественно в начале игры. Считаем, что интерес к игровой деятельности у детей может возбуждаться и названием игры («Загадочный зоопарк», «Полет на звезду»), и именем сказочного героя (гостя), и элементами поиска, сюрпризами в характере постановки задач, и специально созданной ситуацией, что стимулирует к игровым действиям, приемами жеребьевки, разыгрыванием фактов.

Во-вторых, положительный опыт использования игр сюжетно-ролевого характера указывает на необходимость четкого разграничения ролей между участниками игры, определение позиций воспитателя в данном аспекте.

Наличие роли для ребенка стимулирует его к активному участию. Наиболее удачными занятиями с использованием дидактической игры были тогда, когда воспитатель обдумал не только ролевую деятельность детей, но и способы управления такой деятельностью. При этом на помощь приходили средства обратной связи (сигнальные карточки, разрезные буквы, цифры), а также умелое привлечение к игре известных и неизвестных детям сказочных героев (используется эффект новизны — а кто такой Бурмило?) Часто дети пассивно наблюдают за действиями книжных персонажей. Чтобы избежать этого, воспитатель будто «оживлял игрушку» обращался к ней как к живому существу, указывал на ошибки, если диалог происходил между ребенком и персонажем. К тому же, как подтверждают результаты наблюдений игровых занятий в детском саду, дети, обучая нерасторопных литературных героев, переживают большое удовольствие от возможности поделиться своими умениями и знаниями с другими. Таким образом, воспитывается устойчивая потребность постоянно пополнять свои знания и навыки. Ребенок постепенно осознает свои умения как социально значимую ценность, а себя — как социально значимую личность. С той же целью роль литературного героя воспитатели иногда поручали ребенку, который должен обосновать выполнение своей задачи, доказать правильность своих действий и тем самым продемонстрировать начальные навыки самоконтроля.

В-третьих, с наибольшей эффективностью проходили занятия, если воспитатель в работе с детьми учитывал их возрастные особенности. Наблюдалось, что детей шестилетнего возраста больше увлекает само игровое действие (манипуляции с игрушками, с ярким дидактическим материалом, разнообразие движений), сказочный сюжет игры, но в меньшей степени их интересует результат игры. Если детей 5-летнего возраста больше захватывает личная победа в играх-соревнованиях, то старшие дошкольники чаще переживают за победу или поражение своей команды. Особого внимания в данном аспекте заслуживают игры-соревнования. Психологи отмечают, что дети с малоподвижным типом нервной системы при условии длительного эмоционального напряжения, что характерно играм-соревнованиям, легко теряются, смущаются и как следствие этого — часто ошибаются, что вызывает разочарование и неуверенность в своих силах. А дети с подвижным типом нервной системы в и тех играх, наоборот, показывают высокие результаты, чем при обычных формах проведения занятий. По наблюдениям, успешное использование игры-соревнования преимущественно обеспечивается точным и продуманным подбором представителей команд по особенностям их типу нервной системы.

В-четвертых, мы определили, что определенное значение для успешного осуществления учебно-игрового процесса имеет особый вид отношений между детьми и воспитателям, эмоциональный подъем, мажорность тона организатора, его включенность в игру.

Особенно важным для воспитателя является требование не нарушать игру различными замечаниями, дидактическими требованиями. Дисциплина в процессе игровой деятельности поддерживается, в основном, правилами игры, четкостью исполнения ролей, заранее продуманными приемами, корректирующими игровые действия участников. Оправдывают себя и своевременная оценка игровых действий участников и их достижений, создание ситуаций переживания успеха. Включение воспитателя в учебно-игровую деятельность чаще на партнерских позициях обеспечивает необходимую эффективность в работе со старшими дошкольниками

В-пятых, результаты анализа наблюдения занятий показывают, что успешность дидактической игры в значительной мере обуславливается четкостью и своевременностью подведения ее итогов. Завершающий этап дидактической игры отыграл значения по обеспечению постепенного перехода от интереса к непосредственно игровой деятельности, к учебному материалу, без которого дидактическая игра невозможна. Поэтому, подытоживая работу, особый акцент стоит ставить не столько на выполнении детьми заданий игровой деятельности, как помочь детям осознавать дидактические задачи определенной учебной игры. Наблюдение занятий со старшими дошкольниками убедили в том, что необходимо помочь детям понять, что правильное, безошибочное, быстрое выполнение дидактических задач влияет на успех в игре в целом. Они должны убедиться, что к игре они чего не умели, а по завершении ее научились это делать. Подведение итогов игровой деятельности старших дошкольников делает воспитатель, причем использует различные виды поощрений (призы, вымпел победителя, эмблемы) Но вместе с тем, дошкольники больше удовольствия получают от процесса самой дидактической игры (по результатам наблюдения игровой деятельности 150 дошкольников фиксировались: эмоциональное состояние, активность, исполнительность, внимательность).
Именно благодаря игровым формам занятий удается привлечь пассивных учеников к систематической умственной работе, дать возможность ребенку почувствовать успех, поверить в свои силы. И наблюдения показывают что ученики, которые были, не очень склонны к серьезной и систематической тренировке и протестовавшие против требований «прочитай страницу», смогли преодолеть трудности чтения именно через игру. Хотим еще раз предостеречь учителей от чрезмерного увлечения игрой в обучении детей, так как игра не является универсальным методом обучения младших школьников. Нужно приучать детей выполнять задания и в обычной форме, показывать им, что учеба — это не только игра, но и серьезная, трудная работа.



Публикации на сайте vospitauka.ru не следует рассматривать как врачебные рекомендации.
Полезная ссылка:
Подпишись на обновления! Следи за новыми статьями о воспитании и развитии детей при помощи: E-mail, Twitter или RSS